kmita (kmita) wrote,
kmita
kmita

Categories:

Староверы

Рассматривая историю Чернобыля 17-19 вв.  поражаешься существовавшему тогда религиозному разнообразию - хасиды, православные, католики, староверы, католики-раскольники (те кто не присоединился к Тридентскому собору).  Такое обилие можно объяснить двумя причинами. Первое, Чернобыль, на тот момент, был городом живущим с речной торговли. Как известно, веротерпимость в торговых городах была нормой. Второе, периферийное положение -  хозяйственно бедные, пограничные земли. Хозяева Чернобыльского имения вынуждены были принимать и благоприятствовать разным маргинальным группам, что бы хоть как-то поддерживать заселенность и освоенность территории. 

Староверы появились здесь в 1755 г. из Стародубья, что на Черниговщине, они уходили не от преследования властей - от этого укрылись в Стародубье .  Шли от религиозного несогласия с земляками - те стали иметь частое общение с православными.  Обосновались в Чернобыле и в сёлах Замошня и Красиловка.
Староверы внесли значительный вклад в местную культуру земледелия: "Жилища раскольников опрятнее не только мещан православных и крестьян-собственников, но и богатых евреев. При каждом доме сад и огород; и притом с такими качествами произведений, которые не умеют достигнуть окрестные крестьяне. Например: картофель, лук, капуста, огурцы, подсолнечник обрабатываются превосходно; плоды садоводства, даже нежные абрикосы и персики во множестве доставляются в Киев" (Город Чернобыль описанный отставным военным, 1884 г.)
Скит чернобыльских староверов описывает Константин Георгиевич Паустовский в книге "Повесть о жизни. Начало неведомого века" : "Через несколько дней я пошел в скит. Лес был темен, завален буреломом. Потом не на поляне, а прямо в лесу, среди деревьев, я наткнулся на высокий тын из почернелых бревен. Такие тыны я видел на картинах Рериха и Нестерова, изображавших старые обители.
Я пошел вдоль тына к воротам. Они были заколочены. Я долго стучал в калитку, пока мне не открыл тот самый монашек, что приходил за солью. Я вошел в заросший травой дворик, увидел рубленную из сосны косую маленькую церковь и сразу как бы выпал из своего столетия.
Мы вошли в церковь. Горело всего три-четыре свечи. Старики в черных схимнических рясах с нашитыми на них белыми крестами и черепами не шевельнулись. Коричневой позолотой поблескивали во мраке узкие лица святителей. Горьковато пахло горелыми можжевеловыми ягодами,-- ими монахи курили вместо ладана."
Сейчас уже трудно найти в Чернобыле, да и по всей Зоне объекты старообрядческой культуры. Исключением можно назвать село Замошня, там есть старое кладбище и остатки церкви.

Старое кладбище расположено на западной окраине села в дубовой роще. Кладбище небольшое, последние захоронения датированы 70-ми годами 20-го века. Намогильные сооружения представлены деревянными крестами и деревянными надгробиями в форме домика - нарубы. Деревянные кресты старообрядческой формы - восьмиконечный крест с тремя перекладинами.






 

В 100-м от кладбища находится кирпичная церковь. Это единственный элемент, который остался от женского монастыря 19 века. Церковь представляет собой однокупольную трёхдольную базилику с апсидой на восток и звонницей на запад. В 1930-х годах церковь закрыта, после аварии сгорел купол и перекрытия.





Фактически от церкви остались только стены. Никаких росписей/надписей на стенах нет. Внутри мощный растительный покров - заросли чистотела, малинник, в восточной части четыре дерева осины.
Заходишь внутрь, впечатления очень интересные - стоишь в окружении кустарников, краснеет спелая малина, шумит листва осины и при этом кругом стены.






 
Tags: зона отчуждения, фото, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments